Статьи по темам
Методология Адизеса
Программа организационной трансформации
Жизненный цикл организации
Инструментарий Адизеса
Стили менеджмента
Культура взаимного уважения и доверия
Лидерство и личная эффективность
Управление персоналом
Бизнес-образование
Блог Адизеса
Главы из книг
Выступления Ицхака Адизеса и его команды
Видеоматериалы
Новости Института Адизеса
Команда Адизеса
Взгляд Блондинки
Блог консультантов
Семейный бизнес
Однажды у Адизеса спросили
Словарь Адизеса
В чем сила единства или размышления Ицхака Адизеса о Латвии
Блог Адизеса
Ицхак Калдерон Адизес
Один из наиболее известных бизнес-экспертов в мире. Более 50 лет разрабатывает и совершенствует методологию, призванную усилить эффективность компаний. Автор более 20 книг, переведенных на 26 языков.
Этот пост был опубликован 26 января 2018 года.
Не так давно я посетил Латвию. Это интереснейшая страна. Я многое узнал.
О национальной принадлежности:
Латвия, как государство, существует около 20 лет. Раньше она являлась то частью Литвы, то частью Польши, Швеции, Германии и России. Поэтому мне стало интересно, как Латвия обрела свое национальное самосознание? Что подтолкнуло древние племена латышей ощутить себя «латвийцами»?Я задаю себе такой же вопрос о Македонии. Греки заявляют, что Македония принадлежит Греции. Сербы заявляют, что Македония – это южная Сербия. А болгары утверждают, что это - западная Болгария. Тогда, кем по-настоящему являются македонцы?
Я думаю, что македонская еда, песни и легенды – не греческие, не сербские и не болгарские. Этим и отличается Македония от своих соседей.
А что насчет Латвии? Та же история. В то время, как кухня у них такая же, как в Литве, а язык очень похож на литовский, национальный костюм и песни - латвийские и не похожи на те, что у их соседей.
То же самое я увидел в Мексике. Пару лет назад в горах мне попалась деревня. Ее жители разговаривали на моем родном языке - средневековом испанском, ладино. Они не едят свинину и отмечают все еврейские религиозные праздники, названия которых звучат по-другому. Эти люди - католики.
Кто они? Жители этой деревни – потомки еврейского народа. Им удалось спастись от испанской инквизиции в 15 веке. И, чтобы выжить, они якобы изменили свои религиозные убеждения: с иудеев превратились в католиков, но в тайне от остальных продолжали считали себя иудеями. О том, что в действительности они являются евреями, многие года они скрывали от следующих поколений, потому что боялись, что их привлекут к ответственности. Так через время они стали считать себя католиками, хоть и продолжали готовить блюда по еврейским рецептам, сберегли еврейские песни и праздники.
Очевидно, что культурная принадлежность передается от одного поколения к другому через еду, которую едят, песни, которые поют, праздники, которые отмечают, и национальные убранства, которые одевают.
О верности своей стране:
28% латышей – этнические русские. Мне говорили, что за всю историю они ни с кем не конфликтовали и им никто не создавал проблем. Они были преданны Латвии. Сопоставьте Латвию с Украиной. В восточной Украине этнические русские считают, что они русские. И когда Украина захотела войти в состав Европейского союза, они запротестовали. Судя по всему, они были преданны России.
В Македонии такая же проблема. Меньшинство, которое состоит из албанцев, считает себя албанцами с македонским гражданством. Они не чувствуют себя македонцами. Многие из них даже не хотят говорить на македонском языке.
В чем разница, задумался я? По какой причине меньшинство Латвии отличается от меньшинств других стран?
Этнические русские в Латвии – это наследники русских, которые не захотели соглашаться с реформами современной Русской Православной Церкви. Они восстали 300 лет назад и отказались принимать изменения. Их называют «староверами». Их подвергались жестоким преследованиям, и они бежали в Латвию, там и стали жить. Они как кальвинисты, которые подверглись гонениям, бежали из Англии и обосновались в Америке. С того времени они считают себя американцами.
Меньшинство, будучи гонимым в стране своего происхождения, будет миролюбивым в стране, которая его принимает. Вместе с тем, меньшинство, которое является частью большинства в прилегающих районах, будет вести себя, будто оно «меньшинство, которое изгнали», и оставаться преданным своему происхождению.
Интересно, что это означает для волны эмигрантов в Европе.
Объединение с применением силы не работает:
Латвийцы имеют плохие воспоминания о России. Во времена Сталина тайная полиция вламывалась в дома, арестовывала людей (без всякой причины) и отсылала их в Сибирь. Стратегия Сталина была в том, чтобы переместить этнические группы территориально и разрушить национальную идентичность.
Цель Сталина была создать Славянскую Империю, в которую входили бы русские, сербы, хорваты, черногорцы, поляки, чехи и т.д. Объединить их в одну Империю славян. Он хотел сделать это с помощью силы, смешав людей территориально, смешав национальности при помощи силы.
Насилие срабатывает в краткосрочной перспективе, но не в долгосрочной. Сила может стать причиной интеграции, поскольку она использует страх, но имеет сопутствующий ущерб: это сила, которая перестает работать. Возьмем Югославию. Тито сохранял целостность страны, применяя силу. Спустя несколько лет после того, как он умер, по стране прокатились этнические войны.
Я полагаю, что нам нужно признать: интеграция не является тем же, что и слияние.
Диктаторы делали попытки объединить культуры; создать новое государство, в котором перестанут существовать этнические различия. Интеграция, в сравнении с слиянием, предусматривает различия. Мы можем иметь различия и существовать вместе. Интеграция – это подходящий инструмент, который позволяет показать это. Важно признать, что различия - это хорошо, и найти способы интегрировать разные этнические группы с взаимным доверием и уважением.
Взаимное уважение и доверие, в отличие от интеграции с применением силы и страха, в действительности менее эффективно. Его создают и взращивают на долгосрочную перспективу. Но он позволяет поддерживать систему в целостности. Сила и страх эффективнее в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе результаты являются неустойчивыми.
Долгосрочную интеграцию создает признание прав каждой этнической группы исповедовать свою религию и свободно следовать своим культурным императивам. Различия должны быть разрешены и даже должны поощряться. Так в течение пятисот лет ослабевала Османская империя.
Именно взаимное доверие и уважение делает Америку «Америкой». Различия, свобода в плане религии и культурных обычаев, к примеру, парады ирландской гордости и символы еврейской Хануки на одной ступени с христианскими рождественскими елками во время Рождества.
Неужели со всеми этими разговорами, что это – христианская нация, мы утрачиваем в Америке это? Разве это то, чего мы хотим?
Просто мои мысли,
Ицхак Калдерон Адизес
Рекомендуем также почитать
Границы дозволенного: что следует и что не следует делать
Я не пью много воды. Я не люблю пить воду, хотя и должен ее пить в больших количествах, потому что у меня проблемы с почками. И все-таки я не пью много воды. Безответственно, но правда.
...Я не знаю, относится ли это ко всем людям, но стоит только запретить что-либо типу (Е), креативным и одаренным воображением, как им сразу же захочется это сделать. Я отношусь как раз к этому типу людей.
Нам необходимо нарушать правила и переступать границы.
Как изменения создают проблемы?
Однажды у Адизеса спросили: "Как изменения создают проблемы?"
26.01.2018Каковы причины недуга, которым болеет Америка?
Я считаю, что Америка больна. Это – не единственна страна в мире, где у людей есть оружие. Посетите Израиль. Восемнадцатилетние военные, которые уходят в отпуск и покидают свои базы, берут с собой автоматы. Почти у каждого сотрудника службы безопасности есть какое-нибудь оружие. Никогда, никогда в Израиле даже близко не было того, что произошло Колумбайн или Лас-Вегасе.
14.11.2017Комментарии