Статьи по темам
Методология Адизеса
Программа организационной трансформации
Жизненный цикл организации
Инструментарий Адизеса
Стили менеджмента
Культура взаимного уважения и доверия
Лидерство и личная эффективность
Управление персоналом
Бизнес-образование
Блог Адизеса
Главы из книг
Выступления Ицхака Адизеса и его команды
Видеоматериалы
Новости Института Адизеса
Команда Адизеса
Взгляд Блондинки
Блог консультантов
Семейный бизнес
Однажды у Адизеса спросили
Словарь Адизеса
Разум или сердце: кого слушать и когда
Блог Адизеса
Ицхак Калдерон Адизес
Один из наиболее известных бизнес-экспертов в мире. Более 50 лет разрабатывает и совершенствует методологию, призванную усилить эффективность компаний. Автор более 20 книг, переведенных на 26 языков.
В апреле 2008 года я пробыл две недели в Индии, следуя из города в город за гуру медитации.
Это была моя четвертая поездка в Индию, но я считаю ее первой, потому что именно она была настоящей. Три поездки до этой были слишком туристическими. Две из них были посвящены лекциям. Я останавливался в лучших отелях. В них была теплая вода и превосходное обслуживание. Третье мое посещение Индии было приурочено Кумбха-меле - празднику, в который индусы совершают массовое паломничество на реке Ганг. Это событие происходит раз в 144 года. Садху спускаются из своих пещер в Гималаях. Для меня этот опыт оказался весьма интересным, поскольку такое увидишь не каждый день.
В этот раз все было по-другому. Я спал в ашраме. По дороге из города в город я застревал в жутких пробках. Я ел с индусами на полу и там же медитировал. Мне было 71, и это было непросто. Но гуру был еще старше (ему было 80 с чем-то лет), и он держался хорошо. Так что, кто я такой, чтобы жаловаться?
Чему я научился?
Медитация, которую я практиковал, называется Сахадж Марг (в переводе означает «естественный путь»). Она фокусируется на сердце. Здесь не нужно произносить мантры, сосредотачиваться на дыхании, на свече, или на чем-нибудь еще. Нужно просто слушать свое сердце, замедляя мысли.
Я занялся этим, потому что полагал, что нуждаюсь в этом. Во-первых, будучи евреем, я проводил большую часть времени размышляя, и мне нужен был отдых. Во-вторых, потому что я видел, как моих близких родственников и друзей посылали на смерть во время Второй мировой войны. Все эти годы мое сердце было закрыто. Ему необходимо было открыться.
Что значит «прислушаться к сердцу»? Как узнать, когда медитируешь, какие мысли идут от разума, а какие от сердца? Мысли – это просто мысли, верно?
Нет, разница существует. Вы можете спорить с мыслями, которые идут от разума. Вы можете мучиться и спорить с собой. Но когда говорит сердце, не возникает никаких сомнений. Никаких обсуждений. Там нет «Почему?» или «Почему бы и нет?». Вы обретаете душевный покой. Вы в мире с самим собой. Отвечая на вопрос «Почему?», вы говорите «Потому что», и этого достаточно.
Это привело меня к следующему выводу: когда вы думаете сердцем, и оно не дает вам ответа, это значит, что вы не готовы принять решение. Это тот случай, когда лучше не спешить.
Из этого я сделал интересный вывод: когда вы решаете сердцем, вы не можете ошибиться.
Почему?
Хорошо,что такое ошибка? Это заключение, к которому мы всегда приходим после случившегося, верно? Это чувство раскаяния и суждение о том, что нужно было принять иное решение. Мы начинаем обвинять себя в том, что, возможно, мы мало размышляли, не прислушались к советам, проигнорировали факты и т.д. Все это в нашей голове.
Когда вы принимаете решение сердцем, вы находитесь в мире с самим собой. Если через некоторое время вы обнаружите, что решение не работает, вас не будут мучить угрызения совести, потому что на момент принятия решения вы не сомневались, а значит, ничего лучшего вы сделать не могли. Тот факт, что решение не сработало, теперь может стать лишь предметом научного интереса. Вы можете проанализировать и сделать выводы, но здесь нет места для раскаяния. Когда вы принимали решение, вы были в мире с собой, т.е. все было правильно.
Достижение душевного спокойствия во время принятия решений сердцем – это не тот вывод, к которому можно прийти логическим путем после длительной дискуссии с собой или другими. Это выходит за рамки логики. Это дарит чувство завершенности и интеграции, что почти не поддается логике. Именно так мы должны себя чувствовать, когда принимаем решение о замужестве/женитьбе. Это решение должно быть принято всем сердцем, а не в результате анализа соотношения издержек и прибыли. Когда вы принимаете решение всем своим сердцем, появляется ощущение, что вы целиком и полностью сливаетесь со своим решением в одно целое. Разум, тело, эмоции и дух соединяются в одно, и на душе стает спокойно.
Каким образом мы можем достичь такого спокойствия? Обычно мы говорим «душевный покой», хотя правильнее было бы сказать «спокойствие всего тела», что в действительности значит спокойствие сердца, особенно, когда предстоит принять трудное решение. Это можно сделать с помощью медитации. Когда вы медитируете, вы не привязываетесь к своим мыслям. Таким образом, вы можете избежать бесконечных споров с самим собой. Более того, решение возникнет, как озарение.
Если вам все еще любопытно, я поделюсь с вами историей, которую мне рассказал коллега из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, профессор Уилл МакВинни. Когда он был студентом Йельского университета, студенческие братства организовали конкурс на лучший хор. Члены братства, к которому принадлежал МакВинни, имели худшие голоса в университете. Исключением был лишь один парень, у которого был чистый ангельский тенор. Так, они придумали следующее представление: весь хор вышел на сцену и начал петь, но каждый человек пел свою мелодию, что создавало полную какофонию. Затем медленно, один за другим они прекращали петь. Все, кроме тенора, чей голос становился все сильнее и сильнее до тех пор, пока он не остался единственным кристально чистым и чарующим. Они выиграли первый приз.
Этой история аналогична тому, что происходит во время медитации. У вас в голове множество голосов, которые соревнуются друг с другом. Чем сложнее решение, тем больше голосов вы слышите, которые вас переполняют. Когда вы медитируете, голоса успокаиваются один за другим, в то время как голос вашего сердца становится все сильнее и сильнее, пока вы попросту не «услышите» ответ на свой вопрос и не почувствуете себя в мире со своим решением.
Но думать могут не только голова и сердце. Мы часто говорим "у меня есть внутреннее чутье», как будто в наших внутренностях происходит процесс принятия решений.
Этот факт подтолкнул меня к размышлению о понятиях (PAEI). (А) – это работа головы, за (I) отвечает сердце. Где же тогда (Р)? Санил, мой коллега, предположил, что если следовать чакрам, то место (Р) - под пупком, там, где находятся наши половые органы. Их роль заключается в том, чтобы обеспечить выживание вида. Т.е. мы ведем себя инстинктивно. Здесь обрабатывается наша непроизвольная реакция на стресс. Например, когда мы испуганы, мы сжимаем мышцы прямой кишки и тазового дна.
Некоторые люди думают только одной частью своего тела. Те, кто прислушивается исключительно к инстинктам – это (Р). Они сперва действуют, а затем думают (если думают вообще). Некоторые не прислушиваются к инстинктам и используют только свой мозг. К ним относятся (А). Люди (Е)-типа хватаются за все идеи подряд, не учитывая возможных последствий их реализации. Есть и те, кто прислушивается только к своему сердцу: они позволяют своим чувствам к близким людям, животным или кому-то еще быть единственным фактором, который определяет их решения. Это (I).
Когда человек обрабатывает информацию, используя все свои способности, первым, кто отреагирует на новую ситуацию, станет (Р). Инстинкт самосохранения заставит его действовать. Затем активизируется левое полушарие мозга, (А): «Давайте подумаем об этом». После этого вовлекается правое полушарие, (Е), в результате чего возникают новые идеи, в то время как (I), сердце, кричит: «Эй, послушайте меня тоже!».
Другими словами, инстинктивно вам хочется сделать одно, (Р), но вам кажется, (А), что это решение может быть неразумным, поэтому вам в голову приходят новые идеи (Е), и вы постоянно задаетесь вопросом: «В согласии ли я с этим решением?», (I). Все эти голоса одновременно звучат у вас в голове. Это походит на заседание комитета, на котором все представители разных стилей конкурируют за внимание, где царит полный беспорядок. Таким образом, ничего удивительного в том, что решая огромную проблему, вы чувствуете, что физически и эмоционально истощены. Ваше тело болит.
Существует разница между, как происходит обработка информации (P), (A), (E) и (I): с помощью инстинктов, мозга, «нутра» или сердца.
Проходя через стадии (P), (A) и (E) вы стараетесь управлять процессом как можно лучше: вы ведете дебаты со своими внутренними чувствами, бросаете вызов своим инстинктам, спорите с сам с собой. Вы «разговариваете» с разными частями своего тела. Вы не согласны с ними. Вы даже можете злиться на них. Создается впечатление, что вы в центре, а они на окраине.
С сердцем, (I), все по-другому. С ним вы не спорите, вы его слушаете. Это как подвергать себя влиянию чего-то, что гораздо больше и сильнее вас. Вы уже не являетесь центром. Вот какую фразу вы произносите: «Мое сердце говорит мне…». Сравните ее с тем, что вы можете сказать, когда полагаетесь на разум: «Мне необходимо это обдумать». Длительное обдумывание означает, что вы ведете спор с самим собой.
А теперь самое странное: допустим, что «где-то там» существует космическое, всеобщее, главное хранилище информации. Там хранится не только информация или знание, там собрана высшая мудрость, которая основана на ценностях и абсолютной истине. Это бесконечная постоянная энергия, обладающая сознанием (я называю это Богом). Чтобы соединиться с этой космической энергией, вам необходимо открыть свое сердце, прислушаться к нему. Сердце подобно дороге, соединяющей вас с Богом.
Как можно услышать свое сердце? Через медитацию, не через молитву. Молитвы напоминают попытки манипулировать Богом, мы просим и умаляем его, чтобы он что-то сделал. Если Бог не слышит нашу молитву, мы можем чувствовать себя обманутыми, преданными и раздосадованными.
Когда вы молитесь, вы говорите к Богу. В медитации вы слушаете Бога. Когда вы молитесь, вы делаете запросы. Наверное, вы делаете это смиренно, но нет разницы, насколько красиво упакованы ваши просьбы, сколько вы предлагаете за них «заплатить» и на какие жертвы вы готовы пойти. Весь этот процесс напоминает совершение покупки. Когда вы медитируете, вы слушаете Бога, и он говорит вам, чего он от вас ожидает. В этом вся разница.
Слушайте свое сердце, в нем правда. Слушайте свое сердце и вы никогда не почувствуете, что сделали ошибку, приняв неверное решение. Если ваше сердце не готово принять решение, значит, вы тоже не готовы.
Как сделать выбор в таком случае?
Как принять решение? Я предлагаю оптимальный, менее изъезженный путь. Это жизненный цикл, который я советовал применять для организаций в моей книге «Управление жизненным циклом корпорации». Начните с (I), начните со своего сердца. Спросите у него, какой поступок будет самым правильным. Затем придумайте несколько идей, которые помогут вам его совершить, (Е), но ни в коем случае не поступайте вопреки своему сердцу. Потом проверьте, имеют ли эти идеи смысл, (А), и, в конце концов, приготовьтесь действовать, (Р), но сначала вернитесь к сердцу и убедитесь, что вы с ним в мире.
Если бы больше людей начинало со своего сердца, а не с пениса, (Р), возможно в мире было бы меньше войн, разводов и преступлений. Возможно, нам следует давать уроки медитации в тюрьмах. Научные исследования трансцендентальной медитации показали, что если определенный процент людей в сообществе медитирует, совершается меньше преступлений.
Люди, практикующие йогу, говорят, что разум – это террорист. Он часто терроризирует наше тело, заставляя нас делать вещи, которые приносят нам вред. Однажды я видел наклейку на бампере машины, гласящую: «Не стоит всегда верить тому, что думаешь». Для меня это очень глубокое откровение, потому что мы, евреи, не просто почитаем разум, мы поклоняемся ему. Наш талмудический ум часто усложняет незначительные проблемы. Мы чересчур стараемся и чересчур усложняем процесс принятия решений, иногда вплоть до того, что не можем решить проблему. Мы не всегда умеем прислушиваться к своим инстинктам. Возможно, чтобы пережить две тысячи лет преследований, мы открывались только друг другу, отгораживаясь от всех.
Просто мои мысли,
Ichak Kalderon Adizes
Рекомендуем также почитать
Границы дозволенного: что следует и что не следует делать
Я не пью много воды. Я не люблю пить воду, хотя и должен ее пить в больших количествах, потому что у меня проблемы с почками. И все-таки я не пью много воды. Безответственно, но правда.
...Я не знаю, относится ли это ко всем людям, но стоит только запретить что-либо типу (Е), креативным и одаренным воображением, как им сразу же захочется это сделать. Я отношусь как раз к этому типу людей.
Нам необходимо нарушать правила и переступать границы.
Есть ли жизнь после смерти или мое второе Я
Занимаясь медитацией, я следил за своими мыслями и старался не придавать им большого значения.
«Постой! – сказал я себе. – Кем является этот человек, который размышляет, и кто за ним наблюдает?». Я считал, что тот, кто думал, это был я. Но если я размышляю, то кто же за этим следит?
Звездан Хорват: терапия по Адизесу или как оздоровить организацию?
Много лет назад раздался звонок из известного кардиологического центра. Не мешкая, я взялся рассказывать, что грамотный менеджмент нужен даже больнице. Но не прошло и пары секунд, как собеседник оборвал меня на полуслове, сказав, что я превратно его понял. Естественно это меня удивило: «Почему же неверно, в чем моя ошибка?». Ответ стал для меня настоящим сюрпризом: «Все дело в том, что я не врач, а пациент.
25.10.2016Комментарии