Статьи по темам
Методология Адизеса
Программа организационной трансформации
Жизненный цикл организации
Инструментарий Адизеса
Стили менеджмента
Культура взаимного уважения и доверия
Лидерство и личная эффективность
Управление персоналом
Бизнес-образование
Блог Адизеса
Главы из книг
Выступления Ицхака Адизеса и его команды
Видеоматериалы
Новости Института Адизеса
Команда Адизеса
Взгляд Блондинки
Блог консультантов
Семейный бизнес
Однажды у Адизеса спросили
Словарь Адизеса
Почему Югославии больше нет?
Блог Адизеса
Ицхак Калдерон Адизес
Один из наиболее известных бизнес-экспертов в мире. Более 50 лет разрабатывает и совершенствует методологию, призванную усилить эффективность компаний. Автор более 20 книг, переведенных на 26 языков.
В 1948 году в Югославии создали систему самоуправления, которая демократизировала предприятия в стране. Это требовало принятия решений демократическим путем, посредством чего работники выбирали своих руководителей, утверждали бизнес-планы и бюджеты через выборные советы трудящихся.
Это был невероятный эксперимент по разработке системы рыночной экономики с социалистической идеологией посредством демократизации всех предприятий. Это была попытка создать третий путь – не капитализм, не социализм как таковой, а слияние двух систем в третью.
Но ничего не вышло.
Почему?
Демократия была, ладно. Но в большинстве случаев она существовала только на бумаге. Люди не умели применять демократические методы управления. Весь их опыт, начиная с семейной жизни, основывался на иерархичных принципах, принципах руководства «сверху-вниз».
Кроме того, демократические микроорганизации не могли существовать в рамках диктаторской макросистемы. Системы взаимосвязаны. Поскольку рыночная система на практике контролировалась соображениями политического характера без какой-либо оппозиции, многие экономические решения на макроуровне были приняты, руководствуясь политической, а не экономической аргументацией. Это оказало влияние на экономические показатели.
Более того, из-за коммунистической идеологии в Югославии не признавали капитал. Теория самоуправления боролась с тем, как справиться с формированием капитала и вознаграждением сотрудников с многолетним опытом, которые долго трудились и заработали собственный капитал. Многие теории о minuli rad, прошлой работе – это показатель того, как коммунистическая идеология делала попытки обосновать концепцию возникновения капитала, но это не решило проблему. В результате предпринимательский дух страны задушили. За начало и развитие бизнеса не предусматривалось никакого вознаграждения. В дальнейшем это повлияло на экономические показатели.
Еще одной проблемой было то, что система самоуправления изменила статус иерархической организации. В традиционной парадигме управления весь менеджмент находится на вершине иерархии и обладает властью, в то время как работники находятся на дне, и они бессильны. Самоуправление перевернуло эту структуру, сделав так, что рабочие приобрели власть, а менеджмент ее потерял. Многие компании остались без единого человека, который бы был готов взять на себя роль лидера.
Из-за политического вмешательства в принятие экономических решений, непризнания капитала и кардинальных изменений иерархии, самоуправление превратилось в неэффективную систему, требующую очень много времени и неспособную демонстрировать исключительные экономические результаты.
Самоуправление прожило до тех пор, пока был жив диктатор Иосип Броз Тито. Никто не осмеливался бросить вызов его системе. Самоуправлению пришел конец, когда разрушилась политическая система, которая его защищала и способствовала продвижению. Тито умер, президентский пост был упразднен, и во главе страны стал Президиум, который состоял из представителей югославских республик. Центральная власть стала слабой, поскольку управление страной перешло в руки комитета.
Последней каплей, которая переполнила чашу, стало Косово. Косово и сегодня по-прежнему рассматривается Сербией, как центральное место в ее национальном достоянии. Косово – это то место, в котором сотни лет назад родилась сербская нация в борьбе против османского господства.
Со временем из-за демографической экспансии и нелегальной иммиграции в Косово стали проживать 2 млн. албанцев. Местные сербы чувствовали себя нежелательными гостями и переселились в Сербию. Большинство албанцев просили отделиться от Сербии и хотели признания федерации. Но по причине своей националистической гордости Сербия отказалась (и до сих пор отказывается) с этим согласиться. «Косово – это наш Иерусалим», – утверждают они.
Косово была нужна финансовая поддержка, потому что это был слаборазвитый регион Югославии. Пока Тито был жив, средства для поддержки регионов получала каждая республика Югославии. После его смерти все республики, кроме Сербии, не чувствовали эмоциональную привязанность к Косово и отказались направлять туда деньги. Но Сербия заставила их пойти на это, использовав федеральные фонды в одностороннем порядке. Это и послужило предлогом для распада федерации.
Сегодня каждое государство, которое когда-то было частью Югославии, находится в худшем состоянии, чем когда-то. Во время моих поездок в те места, я часто слышу, как люди сетуют на то, что федеративная Югославия распалась. Они говорят, что тогда страна имела экономический успех, у них было чувство гордости, Югославия имела репутацию в международном сообществе. Сейчас это все исчезло. Сегодня они надеются присоединиться к Европейскому союзу.
Мое сердце болит за Югославию, страну, в которой я появился на свет и которой больше нет.
Просто делюсь своими мыслями,
Ichak Kalderon Adizes
(1) На основании моих книг: «Industrial Democracy Yugoslav Style» и «Self-Management, New Dimensions to Democracy» (соавтор Elizabeth Mann Borgese.) Доступно на www.adizes.com и в моих консультациях для премьер-министров.
Рекомендуем также почитать
Заблуждения экономического роста
Выдающийся гарвардский профессор, написавший книгу The Great Degeneration, которую я сейчас читаю, анализирует упадок Запада, измеряя его экономический рост. Согласно его утверждениям, наши экономики находятся в состоянии застоя.
29.08.2016КАК? – вопрос, вызывающий разногласия
Бог един. Все монотеистические религии сходятся во мнениях насчет этого. Поскольку это так, Бог должен быть одним и тем же, не так ли? Мы все почитаем одного и того же Бога. Если это так, почему же тогда существуют религиозные войны?
13.04.2016Насколько надежно соглашение с Ираном?
Много лет тому назад, когда американцы вели переговоры с Японией, и она была очень влиятельной экономически, случилось одно недоразумение. Как только американцы решили, что обе стороны пришли к согласию, оказалось, что никакого согласия не существовало.
Что стало поводом для такого недоразумения?
Слово «да» на японском будет “Hai”, но их «да» не означает то же самое, что «да» в английском языке.
Комментарии